Али́са Гео́ргиевна Коонен (17 октября 1889 — 20 августа 1974) — русская советская актриса, Народная артистка РСФСР (1935), жена А. Я. Таирова.

Биография

Алиса Георгиевна Коонен родилась 17 октября 1889 года в семье выходцев из Бельгии. С детства мечтала стать актрисой. В 16 лет она поступила в МХТ, училась у Станиславского. Ей покровительствовал меценат Николай Тарасов. Впервые вышла на сцену МХТ в роли Гостьи в «Горе от ума» (1906). В 19 лет сыграла свою первую большую роль — Митиль в спектакле «Синяя птица» по Метерлинку (1908).

В 1913 году Алиса Коонен перешла работать в Свободный театр К. А. Марджанова, который просуществовал лишь один сезон. Там она встретила своего будущего мужа — Александра Таирова.

В 1914 году, когда он организовал Камерный театр, она перешла туда работать и вскоре стала ведущей актрисой. Обладала широким творческим диапазоном: от трагической Федры до Жирофле-Жирофля в одноимённой оперетте Ш. Лекока, но особенно большую известность она получила исполнением ролей трагического плана. В Камерном театре актриса проработала до 1949 года, когда театр был расформирован и Таиров был изгнан из театра и переведён на должность режиссёра Театра им. Е. Б. Вахтангова. Алиса Коонен последовала вслед за ним, но к работе в театре они не приступили. В январе 1950 года Коонен и Таирову были установлены персональные пенсии союзного значения.

В августе 1950 года в результате реорганизации Камерный театр был переименован в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. Таиров скончался в сентябре того же года.

Коонен выступала с чтецкими программами. Скончалась в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

 

Роли в МХТ

 

  • Митиль («Синяя птица» М. Метерлинка, 1908)
  • Маша («Живой труп» Л. Н. Толстого, 1911)
  • Анитра («Пер Гюнт» Г. Ибсена, 1912)

Роли в Камерном театре

  • Сакунтала — («Сакунтала» Калидасы, 1914)
  • Сюзанна — («Женитьба Фигаро» Бомарше, 1915)
  • Вакханка — («Фамира Кифарэд» И. Ф. Анненского, 1916)
  • Саломея — («Саломея» О. Уайльда, 1917)
  • Адриенна — («Адриенна Лекуврер» Э. Скриба и Э. Легуве, 1919)
  • Джульетта — («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1921)
  • Федра — («Федра» Ж. Расина, 1922)
  • Катерина — («Гроза» А. Н. Островского, 1924)
  • Жанна — («Святая Иоанна» Шоу, 1924)
  • Эбби Кабот — («Любовь под вязами» Ю. О’Нила, 1926)
  • Элла Доуней — («Негр» Ю. О’Нила (1929)
  • Эллен Джонс — («Машиналь» С. Тредуэлл, 1933)
  • Комиссар — («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, 1933)
  • Клеопатра — («Египетские ночи»: Фрагменты одноимённого произведения А. С. Пушкина, «Цезаря и Клеопатры» Б. Шоу и «Антония и Клеопатры» У. Шекспира, 1934)
  • Марина Страхова — («Сильнее смерти» П. Л. Жаткина и Г. Ю. Вечоры, 1939)
  • Эмма Бовари — («Мадам Бовари» по Г. Флоберу, 1940)
  • Нина Заречная — (спектакль-концерт «Чайка» по А. П. Чехову, 1944)
  • Кручинина — («Без вины виноватые» А. Н. Островского, 1944)
  • Анна Мартынова — («Пока не остановится сердце» К. Г. Паустовского, 1943)
  • Эва — («Жизнь в цитадели» А. М. Якобсона, 1947)

Фильмография

  • «Ванька-ключник» («Русская быль XVII столетия») (1909)
  • «Девушка из подвала» (1914)
  • «Дикарка» (1915)
  • «В угоду Молоху любви» (1917)
  • «Чёрная шаль» (1917)

Награды

Орден Трудового Красного Знамени

Библиография

  • Алиса Коонен. Страницы жизни.
  • Коонен А. Г. Моя первая героиня // Театр. — 1960. — № 11. — С. 82.
  • Коонен А. Г. Из воспоминаний о Таирове // Театральная жизнь. 1961. № 11—13.
  • Коонен А. Г. Мысли о воспитании актера // Театр. 1955. № 4.
  • Геронский Г. И. Алиса Коонен. — М.-Л.: Кинопечать, 1927.
  • Гроссман Л. Алиса Коонен. M.—Л., 1930.
  • Мокульский С. Алиса Коонен // Театр и драматургия. 1935. № 1. С. 22—29.
  • Марков П. Алиса Коонен // Марков П. А. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 1974. Т. 2. Театральные портреты. C. 285—297.
  • «Я – не Ермолова, не Рашель. Я, пожалуй, – современная Адриенна Лекуврёр». Дневники А.Г. Коонен 1914–1925 гг. / Публ., вступ. статья и коммент. М.В. Хализевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 9–175.
  • «…Письма ползут, разминаются в пути, пропадают…» Переписка А.Г. Коонен и А.Я. Таирова. / Публ., вступ. статья и коммент. М.В. Хализевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 272–330.

 

Источник: Wikipedia

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.